Урок-конспект по теме: "Зима пришла. Зимние месяцы"
Задачи урока:
Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках; развивать наблюдательность; учить детейобразно мыслить, анализировать увиденное и услышанное, делать определённые выводы; прививать любовь у природе и бережное отношение к ней.
Планируемые результаты: научится распознавать зимние отличительные особенности в природе, выучить зимние месяцы, грамотно и лаконично отвечать на поставленные учителем вопросы.
Оборудование: репродукция И. Шишкина «Зима»; проигрыватель; карточки со словами для игры «добавь по смыслу».
Предварительная работа: подготовить карточки, репродукцию, композицию Вивальди «Времена года».
План урока:
I. Организация класса.
II. Повторение пройденного материала.
III. Знакомство с новой темой.
IV. Новый материал.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
VII. Итог.
VIII. Домашнее задание.
* В изображении картина И. Шишкина "Зима"
Ход урока
I. Организационный момент. Сосредоточить детское внимание приветствием друг с другом.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
После чего дети тихо садятся за парты.
II. Повторение прошлой темы. Задать несколько вопросов по пройденному материалу и проверить домашнее задание. Можно оценить активных и старательных детей.
III. Знакомство ребят с новой темой и предстоящей работой на уроке.
Урок начинается с прослушивания композиции Вивальди «Времена года». Учитель просит детей закрыть глаза послушать мелодию. Далеезадаются вопросы: О чём думали? Что представляли? Объявляется тема урока и представленные задачи. Дорогие дети, зима -это прекрасное время года, которое дарит нам много красивых красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим именно об этой красавице-поре.
IV. Новая тема
Зима пришла
Зиму издавна воспевали в песнях, сочиняли про неё сказки, писали стихи и композиции. А как иначе, ведь зима - это самая сказочная и прекрасная пора года. Все мы помним зимние забавные игры и весёлых снеговиков. Давайте рассмотрим репродукцию русского художника И. И.Шишкина «Зима». Обратите внимание, какие краски используются для изображения зимы? Какой запах можно почувствовать зимой? Какие эмоции у вас вызывает зима? Почему? Учитель предлагает детям сыграть в игру «добавь по смыслу». Учащимся показывается карточка со словом, их задача придумать «зимнее» словосочетание.
- Зима (снежная, белоснежная);
- Мороз (трескучий, сильный);
- Снежинка (многогранная, искристая);
- Метель (снежная, южная);
- Лед (крепкий, скользкий);
- Снег (блестящий, скрипучий).
- Сугроб (высокий, пушистый)
- Снегирь (красногрудый, шустрый)
Похвалить детей, и коллективно составить рассказ про зиму, употребляя как можно больше эпитетов, сравнительных оборотов. Оценивание.
Зимние месяцы
Учитель предлагает детям отгадать загадки (про зимние месяцы).
Декабрь
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год.
Добавляем, что в древности декабрь называли студень, спрашиваем какими ещё праздничными днями он богат, какие особенности присуще именно этому месяцу. (День святого Николая, Католическое Рождество, Новый год)
V Физминутка.
У маленьких детишек ёлочка большая. (становятся на носочки и тянутся руками вверх)
Огоньками, шариками ёлочка сверкает. (сжимают и разжимают кисти рук)
Ай да ёлочка, погляди, погляди. ( хлопают)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (руки над головой, ладони вправо влево)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой ( грозят пальчиком),
Убери иголочки дальше от ребяток. (прыгают)
Январь
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? Добавляем, что раньше январь называли сечень, спрашиваем об отличительных особенностях месяца, о праздниках. (Рождество, Старый новый год, Крещение)
Февраль
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? Февраль называли лютый, вспоминаем в чём отличия месяца и его праздники. (День святого Валентина, День защитника Отечества). Похвалить детей, закрепить название месяцев и предложить вспомнить народные приметы, выяснить для чего они нужны людям, привести пример из жизни.
- В августе собираем, а зимой поедаем.
- Сани готовятся летом, а телега зимой.
- Зима - не лето, в шубу одета.
- В зимней шубке и морозы - шутка.
- Зима бездельника заморозит.
- В декабре год кончается, а зима начинается.
- Зимой и поморозит и санкам ходу даст.
- Если утром закричали синицы - быть морозу.
- Бежит вьюга по снегу, а следу нету.
- Если февраль начался хорошей погодой – быть ранней и пригожей весне.
VI. Закрепление пройденного материала
- С каким временем года мы сегодня познакомились? (зима)
- Подберите эпитеты к слову «зима»
- Какие месяцы зимы вы запомнили? (декабрь, январь, февраль)
- Что особенного в каждом месяце?
- Кто вспомнит древние названия месяцев?
- С каким художником мы сегодня познакомились, назовите его работу.( И. И. Шишкина «Зима»)
- Какую композицию мы прослушали? Кто автор? (Вивальди «Времена года»)
- Давайте вспомним, какие явления зимней природы мы знаем? (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь)
- Какие праздники отмечают в каждом месяце?
- В какие игры можно играть зимой?
- Какие праздники празднуются в вашей семье?
VII. Подведение итогов, поблагодарить детей. Выяснить, понравился ли им урок, что именно. Закончить урок отрывком стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Оценить учащихся, выставить оценки в дневники и журнал.
VIII. Задание на дом – вырезать снежинку для конкурса и придумать четверостишие про зиму.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.